Споры о том, где клев лучше ― на середине реки или с берега ― многочисленны, жарки и бессмысленны. В любом случае профессиональные рыбаки всегда имеют в своем арсенале лодку, поэтому их улов изобилует, в отличие от любителей. По каким критериям выбирать плавсредство? Следует задаться следующими вопросами:
- Для чего? Закономерно полагать, что для воскресного выезда на ближайшее озеро не потребуется мощного катера, в отличие от маршрутов с опасными перевалами и порогами или даже на спокойной, но широкой глади реки. В последнем случае, степень надежности лодки должна быть ощутимо выше.
- Количество человек. Для рыбалки в группе из двух человек потребуется лодка не менее 3,5 м, учитывая укладку необходимого снаряжения. При увеличении численности на каждого участвующего приходится дополнительные 0,5 м.
- Габариты для транспортировки. Доставка любой лодки до места предполагает привлечение автомобиля.
Итак, когда основные вопросы решены, необходимо узнать о нюансах.
Материал изготовления
Современные лодки из ПВХ ― это надежные изделия с массой преимуществ перед резиной. Материал не подвержен гниению, прочен и легок. Перед выбором следует ориентироваться на многослойность ПВХ ― от 600 до 1100 гр. на кв. м. Чем толще армированное сырье, тем надежнее лодка для одного или группы рыбаков.
Транцы и количество надувных отсеков
Наличие транца предаст лодке устойчивости на воде. К тому же он, расположенный в носовом отсеке, позволит разместить там необходимое снаряжение ― мотор, весла, удочки, спасательные средства и прочее в специальных держателях. Важно! Транец выполняется из влагостойкой фанеры с необходимой пластиковой или резиновой защитой от влаги.
К количеству баллонов следует подойти ответственно:
- Стандартная лодка без транца имеет 2 кормовых баллона. В случае повреждения добраться до берега можно и на одном. Такие лодки используют на спокойных водах.
- Лодка с транцем имеет три баллона ― 2 кормовых и 1 носовой, что повышает ее управляемость и надежность даже в условиях бурных переходов.
У лодки с надувным дном шансы на плавучесть, в случае повреждений отсеков с воздухом ― выше.
Диаметр и высота бортов
Кроме количества, необходимо учитывать диаметр баллонов. Он должен соответствовать предполагаемой высоте волны в ненастную погоду на конкретном водоеме. Информацию легко найти в соответствующих геоданных.
Однако, приобретать больший параметр нецелесообразно, так как в надутом состоянии, отсеки уменьшают свободное пространство в лодке, тем самым делая ее некомфортной для нескольких человек. И, кроме этого, управлять ею при боковом и встречном ветре тяжело.
Пол (дно) лодки
Мягкий вариант подходит только для прогулок на воде. Рыбалка же предполагает забрасывание спиннингов, переход от кормы к носу и обратно, использование мотора с вибрациями и т. д. Безопасно и комфортно это делать на твердом дне. Существует несколько вариантов лодочного пола:
- Надувной. Современные модели хорошо держат вес человека, не уступая твердому дну.
- Реечный. Его легко разобрать, а можно и вообще не вынимать из лодки, при ее сворачивании.
- «Книжка». Три или четыре элемента, связанные между собой полиэтиленовой лентой, собирающиеся по типу «гармошка». Он тяжелее, требует вынимания из лодки, но плавсредство с ним устойчиво даже под моторным ходом.
- Пайольный. Разборные части в количестве 4―6 штук крепятся при помощи специальных элементов, отчего фундаментальность пола не меняется даже от хода лодки под мотором в 5 л. с. Такой пол значителен в весе и требует время на монтаж или снятие.
Стоимость каждого описанного типа пола зависит от модели и производителя, а также от использованных материалов. Универсальный вариант ― «книжка».
Плоская или киль
Если цель рыбалки не тихое сидение с удочкой в камышах, то необходимо рассматривать еще один критерий выбора ― плоское дно или киль. Что лучше:
- Плоскодонка обладает плохой маневренностью, хуже сопротивляется ветру и волнам. Однако, незаменима на мелководье, так как обладает малой осадкой и легче глиссируется под мотором.
- Килевая лодка хороша, если планируется использовать мотор более 5 л. с. В других случаях покупать ее ― нецелесообразно. Предназначена для капризных «морей» с волнами и встречным ветром.
Второй вариант несколько тяжеловесен, что также следует учитывать при выборе лодки.
Защита
Специальный, дополнительный кожух или накладки на баллоны существенно увеличивают вес лодки, но позволяют защитить части от истирания, когда приходится перетаскивать плавсредство через валуны или гравий. А также защита необходима, если лодка используется на мелководье или в заболоченных местах, где дно не просматривается.
Дополнения ― весла, ручки, сиденья, цвет
Они должны быть удобны индивидуально. Подробнее:
- Весла выбираются с широкой лопастью ― они эффективны на любой воде, тем более в опасных ситуациях.
- Сиденья, укрепленные в специальных гнездах удобны, но стационарны. Есть варианты, перемещающиеся по лодке, но такая система дороже.
- Ручки необходимы не только по бокам кормы, но и в носовой части, чтобы выволочь лодку на берег в одиночку.
Ну и о цвете ― камуфляжный окрас хорош для охоты на мелководье, в зарослях камышей. Для рыбалки лучше выбирать тон, приближенный к среде. Важно учесть, что темные лодки нагреваются в жару быстрее и это окажется некомфортным для отдыха.